«Воскрешающая Русь»: икона или лжеикона

Образ Богородицы, именуемый «Воскрешающая Русь», очень распространен в настоящее время и при этом вызывает массу вопросов и сомнений: можно ли считать его иконой и, следовательно, использовать как молельный, или это лжеикона, а значит, такой образ может повредить духовному состоянию верующих.

2.jpgВажно заметить, что патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Архиерейском соборе 2004 года высказал свое мнение по этому поводу: «отмечу участившиеся случаи самочинного книгоиздания и неканонического «иконотворчества» (например, иконы Богородицы «Воскрешающая Русь», «Дары дающая», иконы Григория Распутина, Ивана Грозного и литература, посвященная им). Вся беда в том, что причиной появления и распространения подобных творений на местах часто является недостаток информации у правящих архиереев, отсутствие богословской оценки явлений такого рода». [1]

Ранее в своем обращении к клиру и приходским советам Таганрогского округа в декабре 2003 года патриарх Алексий II указал на то, что в некоторых новописанных иконах содержится «явная ересь». На вопрос о данной иконе он ответил: «Я не раз говорил о том, что настоятели должны не допускать в своих храмах распространения того, что не одобрено священноначалием или Церковью. Только те иконы, которые есть у нас в списках в общецерковном календаре, являются иконами общепризнанными и утвержденными Церковью. Все то, что создается отдельными лицами с нарушениями церковных канонов и, чаще всего, из меркантильных соображений, не должно находиться в храмах».[2] Новый образ не получил благословения ни у одного из архиереев Православной Церкви.

Рассмотрим историю возникновения иконы. 14 октября 1998 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, произошло некое явление, записанное со слов очевидицы Ольги Павленко. И это свидетельство легло в основу иконографии образа.

История начинается с того, что в праздник Ольга не пошла в храм, а включила магнитофонную запись. Вдруг она «почувствовала необыкновенное тепло в теле, а в сердце тихую радость…».[3]

Проследим, как соотносится с иконографией образа, т.е. сначала будет приводиться выдержка из повествования, а затем, как она отобразилась на иконе.

Согласно описанию явления: «с неба стал спускаться широкий яркий ослепительно-белый столп света. Из него появился Образ Покрова Божией Матери», который, приближаясь, увеличивался в размерах… и исчез. Затем: «в свете появилась Сама Владычица Богородица! Она была еще более светлая, чем этот свет. Одеяние на Ней было ослепительно-белое, все переливающееся оттенками светло-голубого, светло-зеленого и других цветов… А Лик Божией Матери и вовсе описать невозможно. Красоты необыкновенной! Выделяются карие глаза красоты, теплоты и любви неизреченной! Она спускается к земле и останавливается между облаками и землей».[4] — На иконе изображается следующим образом — в центре Богородица полностью в белом облачении, от Нее исходит белый ослепительный свет. Над Богородицей на облаках — Господь Саваоф, чуть пониже справа от нее Серафим Саровский, с другой стороны святитель Николай Чудотворец. Образ написан на голубом фоне.

Согласно свидетельству, во время предыдущего явления, – «из этого столпа света стали выходить девы в белых одеждах с венцами на головах. Они как бы хороводом прошли в обе стороны…».[5] – На иконе изображены полукругом семь дев в венцах как бы на облаках.

Дальнейшее описание явления: «Царица Небесная держит в руках тонкий бело-голубой Покров, усеянный маленькими крестиками, которым нет числа… Богородица в медленно-величественном движении. Когда Она поворачивает Лик Свой или чуть двигается, то все переливается всеми цветами, и сияние ослепительными лучами исходит от облика Ее во все стороны, как от солнца». С Ее рук Покров скользит на темную землю и по мере спуска расширяется, покрывая ее. «И место, которого Покров касается, становится белым, чистым, будто первый пушистый снег… И чего на земле касается Покров, то очищается и просветляется… С Покрова падают во множестве крестики, их столько, сколько людей. И вот на головы некоторых людей падают крестики и как-то проходят внутрь, этот человек просветляется, распрямляется, вырастает и как бы весь обращается к Богу. На других же крестики падают, а пройти в них не могут, потому что эти люди от них уклоняются, со страхом прижимают к груди, будто не желая впустить в свое сердце. Такие люди видимым образом сжимаются, очень сильно умаляются в размерах, делаются совсем маленькими и темными. И вот Покров Божией Матери все больше и больше покрывает землю, очищает ее…».[6] – На иконе показано, как Богородица руками придерживает белый плат, из которого падают маленькие крестики. Они падают на землю и попадают на людей: одни изображаются белыми, другие темными, которых гораздо больше. Также изображены храмы – Троице-Сергиева Лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь, в центре церковь Покрова на Нерли. Икона подписана внизу: образ Пресвятой Богородицы «Воскрешающая Русь». Согласно повествованию, Сама Владычица дала такое наименование.

Ольга утверждает, что ей было дано указание, что надо написать образ. По слову Владычицы она едет в Санаксарский монастырь, к отцу Иерониму, который благословляет ее на поиск иконописца и создание иконы. Образ был написан в храме Симеона Столпника художницей Наталией Кашеваровой. Ольге образ не понравился, но она его взяла. Позднее было написано еще несколько икон. Почти на всех изображениях Богородица в белом облачении, но лишь на некоторых изображениях от Нее исходит белоснежное сияние, «как от солнца».

Фигурки людей изображаются почти всегда, но есть композиции, где они отсутствуют, как белые, по описанию – просветленные, так и темные – физически и духовно уничтоженные. При этом там находятся только храмы. Дев должно быть семь, как и в описании явления, но порой их количество довольно подвижно.

Над образом Богородицы фигура Господа Саваофа, как и было зафиксировано, но на других – там уже образ благословляющего Спасителя или Пресвятой Троицы, а также довольно часто там расположена икона «Отечество».

Одну из икон выполнила Екатерина Ильинская в 2003 году. В отличие от других ее икона написана в канонической манере. Образ Богородицы заключен в миндалевидную мандорлу, внутри которой видны лучи света. Из покрова выпадают почти незаметные крестики золотистого цвета и опускаются на храмы, и после этого, согласно повествованию: «все монастыри и храмы становятся белыми снаружи и внутри, обновляются иконы и купола храмов… Люди, входящие в храмы, будучи серыми, оттуда выходят светлыми». Маленькие человеческие фигурки отсутствуют. Сверху в небесном сегменте помещена сюжетная композиция — Пресвятая Троица.

В том же, 2003 году, подобный образ написал Палехский иконописец Владимир Курилов. Он истолковал явление по-новому, взяв за основу образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Но, по-видимому, данный извод не получил распространения.

Ростислав Моцпан, руководитель иконописной мастерской при храме свщмч. Владимира Киевского в городе Винница на Украине, рассматривая первые иконы, отмечает множество нарушений и отступлений от церковных канонов и догматов. В первую очередь бросается в глаза, что «… вверху иконы находится изображение Бога в образе Саваофа, что является нарушением канонической православной иконографии, так как Бог Отец не изобразим».[7] На многих иконах рассматриваемой иконографии Саваоф изображен с нимбом, с вписанной в него восьмиконечной звездой, при этом Он благословляет двумя руками.

Далее Ростислав Моцпан отмечает, что «фигура «Богородицы» изображена в белых одеждах, что нехарактерно для сложившейся иконографии Богоматери и вызывает ассоциации с изображениями некоторых оккультных сект (женщину в белом балдахине можно видеть на плакатах «Белого братства», «Матерь мира» Константина Рериха также нарисована в белом одеянии)».[8] Но самое большое недоумение вызывают маленькие существа, изображенные внизу картины, на которых от рук «Богородицы» падают кресты. По учению Ольги Павленко, летящие кресты — это символ некой энергии, которая целительна для тех людей, кто ее принимает, но губительна для тех, кто ее отвергает: «кто не принял крестик — был наподобие таракана», «кто уклонялся и убегал от крестика – чернел и превращался в кучку мерзостей».

3.jpg

Может ли «икона», на которой человек — венец творения Божия — представлен как «кучка мерзостей», являться православной и канонической? Может ли крест — символ нашего спасения — стать орудием разрушения и уничижения человека?».[9]

В брошюре «О Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Воскрешающая Русь» иеромонах Корнилий утверждает: «Покров Божией Матери – это Богородичное Воздвижение Креста, ибо, что для Господа Крест, то для Пречистой Его Матери – Покров»? «Воскрешающая Русь» – Преображение Богородицы. Что это такое – вразумительно не может объяснить никто. Но нелишне вспомнить, что одно из наименований секты «Богородичный Центр» – «Церковь Божией Матери Преображающейся», которое было официально зарегистрировано в июне 1991 года. Неудивительно, что это изображение пользуется популярностью у представителей секты богородичников».[10]Это становится более понятным, если знать, что «Ольга Павленко занималась лечением нетрадиционными методами, заряжалась от космоса энергией и передавала ее своим пациентам, медитировала и «изгоняла бесов».[11]

Таким образом, возникает большое количество вопросов относительно правомерности изображений данного рода.

Необходимо всегда помнить, что икона – неотъемлемая часть жизни Церкви, которая есть «столп и утверждение истины». Поэтому всякая икона как старая, так и новая должны быть отражением истины и, значит, отвечать определенным требованиям. Во-первых, в основу должно быть положено Священное Писание или Священное Предание Православной Церкви. Во-вторых, она должна иметь богословское содержание. В-третьих, она должна быть принята всей полнотой Церкви, и если иконография новая и раньше не было ничего подобного, то для ее написания необходимо архиерейское благословение или даже одобрение собора. Создание новых икон явление крайне редкое, обычно новым является только название, а происхождение идет от более древнего образа.

В то время так называемая икона «Воскрешающая Русь» совершенно новая и по сюжету, и по времени ее появления. При этом за ней не стоит церковное Предание, у нее нет прообраза, отсутствует богословский смысл, и она не принята Православной Церковью.

Существует укоренившийся предрассудок, что демоны не могут являться в облике Пресвятой Богородицы, потому что, якобы, Сам Господь запретил это делать силам нечистым. Во многом на этот сомнительный аргумент ссылаются почитатели данного образа. Однако святитель Игнатий Брянчанинов в работе «О сновидениях» говорит: «Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни».[12]

Что же касается чудес, которыми любят апеллировать почитатели иконы, ссылаясь на ее истинность, по этому поводу мы находим ответ у иеромонаха Нектария (Морозова), смотрителя Архиерейского храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Он отмечает, «что касается явлений сверхъестественного характера, связанных с иконой — будь то ее мироточение, истечение крови, или какие-то необычные изменения атмосферного характера, то подобные чудеса бывают нам посланы как «справа», так и «слева», и сами по себе не являются признаком святости».[13]

В продолжение вышесказанного современный миссионер Макарий (Маркиш), иеромонах Свято-Введенского монастыря города Иваново отмечает, «что главный критерий позиции Церкви в отношении чудес неизменен — верность Евангелию. Все истинные чудеса не несут ничего нового, чего не было бы в Евангелии, в церковном наследии. Ложные чудеса отталкивают нас от полноты Церкви, от послушания священноначалию, от евангельской истины. Ложные чудеса несут разлад, расколы вместо евангельского духа любви, мира, братолюбия».[14]

Свой доклад хочется закончить словами апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колос. 2:8).

[1] Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 октября 2004 года // Издательская деятельность.

[2] Александр Клюнков, прот. Наш пастырский долг //Публикации. РПЦ Московский патриархат, Ростовская-на-Дону епархия, Свято-Никольский приход. .

[3] Икона Божией Матери «Воскрешающая Русь».

[4] См.: Икона Божией Матери «Воскрешающая Русь».

[5] Икона Божией Матери «Воскрешающая Русь».

[6] Икона Божией Матери «Воскрешающая Русь».

[7] Неблагословенная. Почему Церковь не признает икону “Воскрешающая Русь”?//Журнал “Приходская жизнь” № 06 (71), год 2008 г.

[8] Неблагословенная. Почему Церковь не признает икону “Воскрешающая Русь”?//Журнал “Приходская жизнь” № 06 (71), год 2008 г.

[9] Неблагословенная. Почему Церковь не признает икону “Воскрешающая Русь”?//Журнал “Приходская жизнь” № 06 (71), год 2008 г.

[10] Воскресенская слобода. Псевдоиконы нашего времени// Киевская Русь. Культура Церкви.

[11] Cборник «Искушения наших дней», М., Даниловский благовестник, 2003, с. 271.

[12] Игнатий (Брянчанинов), еп. О сновидениях.

[13] Вокруг образа «Воскрещающая Русь»//Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии. Вокруг образа “Воскрещающая Русь”

[14] Как важно быть трезвым// Журнал «Нескучный сад», №5 (34), 2008.

Источник

Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология